Яйцо Ангела. Мамору Оси. 1985 г.
Вобще, к слову замечу: авторские фильмы - они такие авторские... Что Сэнкай, что Оси... Кажется, что авторы, выдравшись из пут угоды твердолобому и ленивому на работу мозгом зрителю, дали волю своей диалектики души и душевной же интроспекции. И злорадствуют себе: "На-кося, выкуси!"
Признаться, давно уже мне не попадалось столь занятного творения японской анимации. И уже не раз замечаю, что если анимешка хорошая, то это - старая анимешка. Потому что из современного ничего стоящего в упор не вижу. Ну, разве что за исключением того же Сэнкая...Но здесь тоже не без оговорок. Слышали анекдот? "- А как же сюжет, сэнсей? - Да манал я сюжет, рисуем облака!"
Так вот, этот фильм... Он жуткий, абсурдный, и, соответственно своей абсурдности - ни фига не понятный. Символы в каждом кадре образуют собой кусочки пазлов, но чтобы сложить их в единую картину...
Я сбегала на Википедию, на ВордАрт. Не сказать, что слишком густо, но порой попадались очень любопытные трактовки фильма. На ВордАрте, главным образом. Конечно, мы не будем рассматривать ахинею, которую выдвинул один из зрителей, углядев в фильме большой и толстый сексуальный подтекст. Сексуальности там столько же, сколько в героинях Миядзаки. И пусть каждый чешется где у него зудит.
Но прежде чем вообще начинать строить догадки, расскажу сюжет:
В заброшенном безлюдном Городе (атмосфера сего просто потрясающа - чувствуется нечто готическое) живёт маленькая девочка, оберегающая яйцо.
Однажды в Городе появляется солдат, который не помнит кто он, куда идёт и откуда. На плече солдат носит оружие, напоминающее крест.
-Что находится в этом яйце?
-Я не могу тебе этого сказать, ведь я не знаю, кто ты
-А кто ты?
Последняя фраза между героями звучит особенно часто. Возможно, это подразумевает собой то, что оба они - заблудившиеся в этом мире, без прошлого и без будущего. Или то, что они не хотят открывать друг другу кто они есть на самом деле.
Солдат рассказывает девочке притчу о потопе, о том, что с ковчега была послана птица чтобы узнать - кончился ли дождь.
-Но это было так давно, что возможно, никакой птицы никогда и не было. Возможно, и мы с тобой всего лишь тени чьих-то воспоминаний.
-Была.
Девочка приводит солдата в ... (там все локации не поддаются описанию) и показывает окоменелый остов птицы.
-Я оберегаю это яйцо, потому что скоро родится птица, которая вернётся к людям.
Но солдат, когда девочка заснула - разбил яйцо.
Воот... Как можно увидеть из того, что лежит на поверхности... Возможно, девочка действительно была ангелом, которая хранила яйцо. Кстати, я так и не смогла понять - почему, перед тем как погибнуть (???), она увидела своё взрослое отражение? Что означает сие? И что значит её статуя на некоем корабле(???), который, возможно, и был ковчегом?
Яйцо, безусловно - символ нового мира. Но чтобы этот мир "родился" - его нужно "выносить". Девочка прятала яйцо под одежду. Со стороны казалось, что она беременна.
А вот солдат... Непонятно совершенно. Он - символ человечества, которое потеряло веру? Поэтому он разбил яйцо? Потому что не верил, что мир сможет обновиться, ожить снова?
Кто-то из зрителей обратил внимание на то, что его ладони перевязаны бинтами. И крест на его плече... Из этого был сделан вывод, что, возможно, он - своеобразная интерпритация Бога.
Н могу согласиться. Здесь он выступает в качестве разрушающей силы.
Вот, пожалуй, и всё. Такие фильмы не становятся массово популярными. Многие найдут его просто скучным. Да, он статичен, почти нет слов, непонятен. Но... Лично мне очень понравилось. Я люблю символы и люблю экзистенциализм с абсурдом. За внешней разрозненностью образов зачастую скрыта такая изумительная идея!..