Лесбийские фильмы, сериалы и лакорны: стирание лесбийского многообразия
В качестве предисловия:
Познакомилась я тут намедни с женщиной (к счастью, она из другого города, что бережёт мою задницу от ненужных нервной системе приключений).
Она - буч, причём... вот прямо такая - БУЧ.
Если бы не видела её пляжного фота в шортах и топе, не определила бы, что она - женского пола.
Высокая, худощавая и с чертами лица, которые можно охарактеризовать, как андрогинные.
С бучами я никогда не встречалась. Как-то так сложилось, что в моё поле зрения они и не попадали.
Тем более мне было очень интересно послушать её историю.
И история у неё - очень печальная, на мой взгляд. Ну, то есть, понятно, что гендерно-не-конформным женщинам непросто жить в обществе, которое воспринимает гендер с позиции стереотипов. И не очень любит лесбиянок.
Проблемы были с самого детства. Когда она наотрез отказывалась "быть как девочка". А это: длинные волосы, школьная форма, платьица. Та внешняя атрибутика, которая определяет половую принадлежность в глазах окружающих.
Жестокость со стороны отца, который заставлял носить платья и запрещал нормальную удобную одежду.
Состояние перманентной стигматизации - острое и болезненное - не способствует социальной адаптации. Когда ты везде и всюду - диво дивное. Только не как единорог, а навроде двухголового телёнка.
И самое худшее - это не понимать, кто ты вообще такое есть.
Ну, в лучшем случае - диагноз из психиатрической энциклопедии.
И вот здесь мы должны понимать, насколько важна - информационная осведомлённость. Как важно понимать и видеть, что с тобой - всё в порядке, просто ты - другой вариант нормы.
Но в СССР были только психиатрические справочники. И больше ничего.
Когда ей было уже за 20-ть она решила, что, раз она не вписывается в определение "женщина", значит, она - мужчина.
При этом у неё не было отвращения к женским признакам своего тела, которое всегда присутствует при гендерной дисфории. Просто она пыталась привести ощущение себя и ожидание общества к какому-то одному знаменателю.
Тогда в рф уже делали операции по смене пола, но последствия таких операций были критическими.
Она получила справку от психиатра, который подтвердил её трансгендерность, но прогнозы врачей относительно того, сколько она проживёт после перехода - остановили её от необратимого шага.
Она осталась собой и в своём теле.
Говорила, что, вот, сейчас - стало проще. Сейчас люди реагируют почти нормально.
Но, чёрт... Она всю жизнь считала себя ошибкой. Всю жизнь ловить на себе ЭТИ ВЗГЛЯДЫ.
Однако - не озлобилась, и не ударилась в алкоголизм.
Работает, живёт, надеется встретить свою женщину.
А при чём тут фильмы, сериалы и лакорны?
Я не зря привела эту женщину в качестве примера в своём предисловии.
Не просто лесбиянку, а именно - ГНК-женщину, буча.
Когда Редклифф Холл выпустила свой роман "Колодец одиночества" - критики разнесли его в пух и прах.
Но потом к ней начали приходить письма. От женщин, похожих на Стивен Гордон. От женщин, не понимающих, почему они такие и как с этим жить. Многие писали, что её роман уберёг их от суицида. Потому что теперь они знали, что они - не одни. И это их поддерживало.
Репрезентация их лесбийской идентичности.
В своём романе Холл не использовала слово "лесбиянка", вместо этого она употребила термин "инверт". Термин, обозначающий состояние на грани двух полов. По мнению Холл, инверты, это, собственно, и есть те женщины, которых в современности мы называем лесбиянки-бучи. Фем-женщины по её понятию считались... ну, как бы - временным явлением. Для которых романтическое влечение к инверту было таким... разовым случаем в жизни.
Холл - жила в другую эпоху, простим ей это заблуждение)
Ну так вот, возвращаясь к кинематографу... Я говорю именно о кинематографе потому, что, всё же, это направление в масс-искусстве имеет несравнимо больший охват по аудитории, чем, скажем - видеоигры, или комиксы, или мультипликация. Хотя в последних ситуация с репрезентацией лесбийского многообразия - выглядит уж гораздо оптимистичнее.
Не секрет, что со времён, когда Вачовски сняли свою "Связь" лесбиянки превратились в модный и прибыльный мейнстрим.
И подход в создании такой продукции заключается не в том, чтобы снять хорошее кино. А в том, чтобы сварганить нечто, что охватит побольше зрителей и принесёт доход.
И отсюда сложилась некая формула зрительского успеха: какой-нибудь немудрёный сюжет (я не думаю, например, что лакорны блещут сюжетным драйвом, или разнообразием сюжетных тропов), и героини, которые не имеют острых углов. Эти героини даже могут не обозначаться как лесбиянки. Ведь ярлыки нынче не в моде. Назвать женщину, которая испытывает романтическое влечение к женщине - лесбиянкой, это же - фу. Любовь не имеет пола, ко-ко-ко.
И таким образом на свет появляется очередная бледная немочь.
Но, то, что большая часть таких кинопроизведений - скучны, это ладно. На вкус и цвет, как говорится.
Но однозначно не ладно то, что такие продукты формируют у зрителя крайне узкое представление о том, кто такие лесбиянки и как они выглядят.
По сути - они стирают лесбийскую видимость, сводя её исключительно к женщинам феминного типа.
То, какое там представление о лесбиянках формируется у гетеро-аудитории на основе таких фильмов - дело десятое. Хотя здесь "лесбийское" кино могло бы приносить пользу - демонстрировать разнообразие. Что снизило бы уровень стигматизации к ГНК-женщинам.
А важно то, что и среди гомосексуальной аудитории формируется вот это очень ограниченное представление.
А как быть тем лесбиянкам, которые не вписываются в это "иголочное ушко"?
И которые не встречают понимания и приятия даже среди других лесбиянок, потому что не похожи на героинь из лакорнов, которых они привыкли видеть на экране?