Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3

ТЕМА: Пишем фанфики/ориджиналы на ОТЛИЧНО!))

Пишем фанфики/ориджиналы на ОТЛИЧНО!)) 22.01.2024 23:14 #35214

  • YumenoYuri
  • YumenoYuri аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 2907
  • Спасибо получено: 29
  • Репутация: 28
Вычитывать свой текст перед публикацией - критично важно для авторов. Потому что иначе, после публикации, вычиткой займётся Дотошный Читатель, который не упустит случая потыкать автора в каждую ошибку.
И вот как раз на эту тему раскопала среди своих старых ссылок очень полезное академическое пособие на предмет литературного редактирования.
Материал будет полезен как Авторам, так и Дотошным Читателям.
Текст привожу в сокращении, только самую важную суть.

ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ
Беззубов А.Н.
Санкт-Петербург, 1997


ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Почему сами авторы допускают фактические ошибки? В основном по двум причинам: по небрежности и по незнанию.
Ошибки по небрежности, из-за ослабленного внимания обычно без труда выделяются из общей массы фактических ошибок.
Например, совершенно курьезная ошибка из журнала «Огонек»:

«У меня за плечами семь войн, – отвечает генерал, – две мировые, шесть локальных. Не хочу, чтобы была седьмая»

Ошибки по незнанию - специальные области, специальные предметы, деталей которых автор может не знать. Надо знать очень точно то, о чем пишешь.

«...События льются друг за другом таким потоком, в который, по выражению Геродота, нельзя вступить дважды»
А не вернуть ли это выражение Гераклиту?

«Моим соседом в салоне воздушного лайнера оказался чернобородый священник в церковном облачении».
В лайнере священник был в рясе, а в церковном облачении он может быть только во время служб.

Когда-то Антон Чехов дал хороший совет своему старшему брату Александру (в письме от 6 апреля 1886 г.): «Не выдумывай страданий, которых не испытал, и не рисуй картин, которых не видел...»
Если следовать этому совету, то можно избежать многих фактических неточностей... Хотя и не всех.

НОРМАТИВНО-ЯЗЫКОВЫЕ ОШИБКИ

Нормативно-языковые ошибки – это нарушения языковых норм, точнее норм литературного языка.
Разновидностей, типов нормативно-языковых ошибок семь: а) орфографические, б) пунктуационные, в) лексико-семантические, г) грамматические (морфологические и синтаксические), д) фразеологические (структурные и семантические).

Орфографические ошибки

Вы изучали орфографию, по крайней мере, 13 лет, поэтому добавить можно немногое.
Орфография – самая нормированная сторона языка. Правила орфографии – самые строгие нормы речи, своего рода, ГОСТы – Государственные стандарты, обязательные для всех.
Только правильные варианты, все остальное – безграмотность.

Пунктуационные ошибки


Правила расстановки знаков препинания менее строгие, чем орфографические. Здесь больше вариантов, больше выбора, особенно в экспрессивных текстах. Даже возможны индивидуальные особенности в расстановке знаков препинания. Вспомним хотя бы известное пристрастие М. Горького к тире.

Лексико-семантические ошибки

Лексико-семантические ошибки возникают от неточного знания значения слова, а иногда и от совершенно ложного знания и изредка от невнимательности.
Остановимся сперва на механизмах возникновения лексико-семантических ошибок. Основных механизмов всего два: ложная синонимия и ложная этимология.

Ложная синонимия: человек не знает точного значения слова и приравнивает его к значению другого слова, считая его синонимом первого.

«Магазин быстро завоевал авторитет среди населения». (Газета).

Авторитет – это влияние, а в контексте речь идет о популярности, известности.

«Мы уже накопили незначительный опыт в этом деле». (Газета).

Надо: небольшой опыт. «Небольшой» и «незначительный» – частичные синонимы. Кроме того, смешаны словосочетания «уже значительный» и «еще незначительный».

Ложная этимология (другое название – народная этимология) – явление, по сравнению с ложной синонимией, довольно редкое.
Первый пример без искажения формы слова: слово «заглавный» некоторые, по ложной этимологии, производят от слова «главный» и наделяют значением «самый главный», «первый».

«Заглавным шел жеребец Хиус». (Газета). То есть – первым.

«Заглавная профессия». (Газетный заголовок). То есть – самая главная.

В устной речи встречаются: заглавная фигура, заглавный вопрос, заглавная должность.
А между тем слово «заглавный» происходит от слова «заглавие». Отсюда: заглавная буква, заглавная тема в печати, заглавная партия в опере, заглавная роль в пьесе (роль персонажа, именем которого названа пьеса). Поэтому в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» нет никакой заглавной роли.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки возникают, как правило, тогда, когда в языке есть варианты: один вариант правильный, нормативный (обеих рук), другой – неправильный, ненормативный, неграмотный (обоих рук). Возможна, правда, ситуация, когда оба варианта нормативны, правильны (обусловливать и обуславливать). Поэтому главное понятие в этой области языка – понятие языковой (литературной) нормы, которое вами усвоено.

НОРМАТИВНО-СТИЛЕВЫЕ ОШИБКИ

Обобщенно: стилевая норма – это совокупность речевых средств, преимущественно употребляющихся в данном функциональном стиле. Здесь важно слово «преимущественно», ибо стилевая принадлежность того или иного языкового элемента имеет вероятностно-статистический характер, а не абсолютную привязанность. Например, наибольшая средняя длина предложения – в официально-деловом стиле, но это не означает, что в других стилях не встречаются очень длинные предложения.

Кроме стилистически отмеченных элементов языка существуют и нейтральные, универсальные элементы, которые могут встретиться в любом функциональном стиле, хотя и с разной частотой.
Если бы не было стилевых норм, не было бы и разделения языка на функциональные стили. Как Солнце удерживает планеты на орбите вокруг себя, так и стилевая норма удерживает специфические языковые элементы в пределах стиля.
Нарушение стилевой нормы порождает нормативно-стилевую, или просто стилевую ошибку. Не стилистическую!

Внутристилевые ошибки - это нарушение какой-либо стилевой нормы, не приводящее к стилевому смешению.

Первый – из рассказа Л.Толстого «Рубка леса». В этом рассказе Толстой отошел от художественного стиля и попробовал использовать в художественных целях стиль деловой, требующий точного словоупотребления, часто дробного синтаксиса и соответствующей графики. Оказалось, что деловым стилем писатель владеет плохо.

«В России есть три преобладающие типа солдат, под которые подходят солдаты всех войск: кавказских, армейских, пехотных, кавалерийских, артиллерийских и т.д.
Главные эти типы, со многими подразделениями и соединениями, следующие:

1) Покорных.

2) Начальствующих и

3) Отчаянных."


В исправленном виде он должен выглядеть так:

«Главные эти типы, со многими подразделениями и соедине­ниями, следующие:

1) покорные,

2) начальствующие и

3) отчаянные.»


Межстилевые ошибки - ошибки, основанные на нарушении межстилевых границ, на проникновении элементов одного функционального стиля в систему другого стиля.

Простой пример. На первых моделях городских автобусов «Икарус», которые поставляла в СССР Венгрия, над дверями были краткие таблички:

«Осторожно! Вовнутрь открывается».

Ясно: сочинил этот текст венгр, учившийся в Советском Союзе. В трех словах две тонкие стилевые ошибки. Во-первых, «вовнутрь» – просторечное слово, а стиль объявления официально-деловой. На месте просторечия должно быть нейтральное, литературное «внутрь». Но и после редактирования остается небольшой стилистический дефект – обратный порядок слов («внутрь открывается») явно разговорного происхождения, сообщающий словосочетанию и всему краткому тексту легкую экспрессию, которая противопоказана официально-деловому стилю. Это во-вторых. После второго исправления получается грамотный, правильный вариант:

«Осторожно! Открывается внутрь».

НОРМАТИВНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Это очень тонкие ошибки, осознаваемые преимущественно художниками слова, которые называют такие ошибки деликатно – шероховатостями.

Лексические ошибки

Нарушение норм эстетики речи на уровне лексики – это неоправданный повтор в тесном контексте слова или употребление рядом однокоренных слов.

1) Заявление заводского рабочего начальнику цеха: Всем выдали сапоги. Мне не выдали сапоги. Прошу выдать сапоги.

2) Афоризм из «Литературной газеты»: Если у человека нет чувства юмора, то у него должно быть хотя бы чувство, что у него нет чувства юмора.

В первом случае – это малограмотная речь с претензиями на логическую выразительность. Авторская глухота. Во втором случае повтор слов – выразительный речевой прием. Авторская вольность.

Фонетические ошибки

Дисфония – греческое слово, по-русски – неблагозвучие. Благозвучие – эвфония.
Дисфония – нарушение норм речевого благозвучия, скопление неудобных в произношении звуков.

Искусственный пример, демонстрирующий этот недостаток русской речи:

«Из соседнего помещения доносятся звуки, постепенно нарастающие и превращающиеся в надоедающий шум, наплывающий со всех сторон на каждого находящегося в комнате».

Хочу наслаждаться вечно…хотя бы и ужаснулся мир моему наслаждению, хотя бы по грубости своей не понял меня.
(Рейсбрук Удивительный)
Последнее редактирование: 14.02.2024 13:14 от YumenoYuri.
Администратор запретил публиковать записи.

Пишем фанфики/ориджиналы на ОТЛИЧНО!)) 18.06.2024 11:39 #35422

  • YumenoYuri
  • YumenoYuri аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 2907
  • Спасибо получено: 29
  • Репутация: 28
Хорошую беллетристику обязательно отличает напористость и агрессивность.

Стивен Кинг
Хочу наслаждаться вечно…хотя бы и ужаснулся мир моему наслаждению, хотя бы по грубости своей не понял меня.
(Рейсбрук Удивительный)
Администратор запретил публиковать записи.

Пишем фанфики/ориджиналы на ОТЛИЧНО!)) 02.06.2025 21:00 #35887

  • YumenoYuri
  • YumenoYuri аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 2907
  • Спасибо получено: 29
  • Репутация: 28
7 НЕ, чтобы написать легкочитаемую книгу
Кира Иствуд

1. Не затягивайте вступление
2. Не застревайте на описаниях
3. Не утяжеляйте предложение
4. Не забывайте про Клиффхэ́нгеры
5. Не зацикливайтесь на совершенстве
6. Не вводите больше трёх новых персонажей за сцену
7. Не давайте имён одноразовым персонажам


И давайте разберём эти рекомендации отдельно)

1. Не затягивайте вступление

Вообще, поскольку лично я поклонница малой формы, то могу сказать, что совет с незатягиванием - универсален во всём, когда дело касается небольших объёмов. Не только вступлением. Динамика - одна из важнейших составляющих хорошего, затягивающего рассказа. Поэтому не стоит злоупотреблять с описанием голых чувств, переживаний и прочих абстрактных вещей на пол-листа. Это снижает динамику и вместе с ним - интерес аудитории к тексту.

2.Не застревайте на описаниях

Фактически то же, что выше.

3. Не утяжеляйте предложение

Чем легче текст в глазах читающих - тем больше трудов он требует при создании. Избавляйтесь от всего лишнего. Оставляйте только те слова, которые создают в читательских глазах - картину происходящего.

4. Не забывайте про Клиффхэ́нгеры

Слово какое-то неведомое, но я загуглила)))

Художественный приём сюжетосложения, то же, что прерванная кульминация: финальный эпизод главы (в литературе) или серии (в кино), когда герой попадает в опасное положение или сталкивается со сложной дилеммой, но в этот момент повествование обрывается, таким образом, оставляя развязку открытой до появления продолжения.

Короче, приём, характерный для сериалов. Имеет смысл, только если вы создаёте многотомные творения. Я бы сказала так - не забывайте, что иногда финал может быть открытым, чтобы аудитория задействовала собственный мыслительный процесс)

5. Не зацикливайтесь на совершенстве

Здесь имеется в виду не - пиши, как бог на душу положит, и забей на вычитку текста перед публикацией.
Авторка говорит о болезненном перфекционизме. Стремлении написать настолько хорошо, что работа так никогда и не будет готовой. Потому что идеальность - не может быть конечной точкой - никогда.

6. Не вводите больше трёх новых персонажей за сцену

Универсальное правило для малой формы - в тексте вообще не должно быть ничего лишнего. Ни персонажей, ни сцен, ни слов.

7. Не давайте имён одноразовым персонажам

То же, что выше.
Хочу наслаждаться вечно…хотя бы и ужаснулся мир моему наслаждению, хотя бы по грубости своей не понял меня.
(Рейсбрук Удивительный)
Администратор запретил публиковать записи.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3